Школа целостного развития

 

        Человек при необходимости в кратчайшие сроки может овладеть определенным уровнем информации, получить необходимые знания и достичь определенного уровня умственного развития. Но невозможно в одночасье сформировать внутренний мир человека, его внутреннюю культуру, духовно-нравственные качества.
        Школа целостного развития, каковой является последние 15 лет Ивановская школа, ориентирована на целостное развитие учащихся, развитие всех сфер человека уже в начале его жизненного пути. Помимо развития умственных способностей на одно из первых мест выдвигается развитие духовно-нравственной и эстетической сфер. Такой подход к воспитанию и образованию детей восполняет упущения в духовно-нравственном воспитании, гуманизации и гуманитаризации образования и устраняет перекос в сложившейся школьной системе воспитания и развития детей. Как показывает практика, усилий педагогов, направленных на развитие творческих способностей, физических данных, интеллекта детей не достаточно, чтобы человека застраховать от неудач. Он совершает массу элементарных ошибок, не находит в жизни счастья, радости, а, в конечном счете, жизнь его оказывается бессмысленна, то есть, не имеет смысла. То есть, такая школа не охватывает всесторонне тему воспитания ребенка, тему раскрытия личности. Школа целостного развития направлена на полное раскрытие личности, она не принимает тезиса развития личности независимо от конечного результата и от вопроса о смысле жизни. Педагоги школы берут на себя ответственность за жизненный путь, а тема привития добра становится основной темой воспитания.

       Таким образом, признавая право ребенка на полное раскрытие личности, признавая необходимость всестороннего охвата темы воспитания школой, мы поставили перед собою цели, на выполнение которых направлена деятельность Школы целостного развития: развитие в ребенке сил добра, спасение его души от подчинения злу.
       Целостность осмысливается до конца лишь в понятии иерархической конституции человека. Эта иерархичность состоит в примате духовного начала.
       При решении педагогической задачи, направленной на восстановление целостности, воспитание эмпирической личности получает первостепенное, хотя и инструментальное значение. Восстановление целостности предполагает развитие всех сил воспитанника, всех его сфер: развития тела, социальности, интеллекта, культуры, моральной, эстетической, духовной... Именно по этой причине кроме создания блока предметов, направленного на развитие духовно-нравственной сферы, который вообще отсутствует в школьной системе, в Ивановской школе усовершенствованы и дополнены предметы, направленные на развитие других сфер периферийного характера.

 

Школа целостного развития 

как путь воссоздания традиционного мировоззрения

(из опыта создания образовательно-воспитательной системы духовно-нравственного направления)

Перед выбором

       Человек двадцатого века привел мир на край пропасти. Нам остается только гадать, что станет первопричиной гибели цивилизации, какая из глобальных проблем: войны и мира, экологическая, падения нравов, разрушения семьи? В погоне за техническим прогрессом, за научными открытиями, за материальными ценностями мир забыл о самом главном - о человеке, о том, что это самая большая ценность. К сожалению, этой осознан­ной "забывчивости" способствовало и продолжает способствовать и образование, наша школа, развивая в детях страсть к неограниченным познаниям ради познаний, накопительству информации, школа, в которой все еще и до сих пор в числе главных целей и задач выдвинуто умственное развитие учащихся, Очевидно, что хотя бы угроза гибели цивилизации, распада человеческого общества должны заставить нас пересмотреть эти цели и за­дачи. Тем более практика показывает, что человек при необходимости может в кратчайшие сроки овладеть определенным уровнем информации, достичь определённого уровня умственного развития, получить необходимые знания. Но невозможно в одночасье сформировать внутренний мир человека, его внутреннюю культуру, духовно-нравственные качества. Более того, развитие сферы духовности в российской школе вообще упущена, а такие предметы, как литература, история или, скажем, мировая художественная культура носят, опять же, познавательный характер. То есть даже там, где можно было бы соприкоснуться с вопросами нравственности, духовности и необходимо было бы это сделать (а ведь русская литература и история являются своего рода учебниками развития духовности, соотношения вопросов добра и зла) это не предусматривается программами. То есть, мы должны со всею ответственностью осознать необходимость пересмотра целей и задач, поставленных перед российской школой, и решить эти вопросы не косметическим путем, а основательно, без поспешности, с учетом всего лучшего, что достигнуто в русской, советской и мировой педагогике за предыдущие столетия. Предлагаемая концепция школы предполагает всестороннее целостное развитие учащихся, развитие всех сфер человека уже в начале его жизненного пути. На одно из первых мест выдвигается развитие духов­но-нравственной и эстетической сфер. Такой подход к воспитанию и образованию детей, по нашему мнению, способен восполнить упущения в духовно-нравственном воспитании и устранить перекос в сложившейся школьной системе воспитания и развития детей. А воссоздание целостного образа человека поможет решить и многие задачи, стоящие перед обществом.

Необходимость устойчивости

       Система образования должна базироваться на системе вечных ценностей, тогда оно перестанет отражать интересы времен, эпох, партий, направлений, течений, а будет лишь беспристрастно воспитывать, образовывать, развивать. Конечно, здесь возникает сразу вопрос: а что для системы образования будет являться беспристрастным? На каких принципах должна базироваться школа? Что для школы является творческим, а что авторитарным? Где граница между демократизмом и анархизмом, между здравым смыслом и произволом педагога? Из чего мы исходим, когда формируем цели и задачи образования? Что, в конечном счете, может сделать образование устойчивым, какой подход? При множестве возникающих вопросов и проблем совершенно очевиден тот факт, что какую бы концепцию развития педагогики мы не исповедали цели и задачи воспитания ребенка не могут быть придуманы и «высосаны из пальца» учителем, родителем, учеником, «не могут быть делом их фантазии­ или пристрастий, вдохновения или произвола», они должны быть объективными и опираться на что-то существенное, на то, что является значительным для народа, что сделает школу и образование устойчивым, не­ зависимым от общественных поветрий, революций и контрреволюций, защищенной от хороших или плохих начальников, министров и директоров школ.

Обретение почвы

       Самым "существенным" для устойчивой системы образования несомненно, является традиция, основу которой составляет весь практический, теоретический, духовно-нравственный опыт народа. Составной частью этой традиции является и русская педагогика. Нет необходимости здесь говорить о ценности опыта других народов, но, вместе с тем,  нельзя и преувеличивать значение педагогических традиции одного народа для других. "У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого, воспитательных систем является невозможным", - отмечал довольно категорично К.Д.Ушинский. Русская педагогика дала свое понимание образованию, образованности, которое укоренилось в духовном опыте нашего народа. И.В.Киреевский отмечал: «Две образованности, два раскрытия умственных сил в человеке и народах представляет нам беспристрастное умовоззрение, история всех веков и даже ежедневный опыт. Одна образованность есть внутреннее уст­роение духа силой, извещающейся в нем истины; другая - формальное развитие разума и внешних познаний.» Какой путь характерен для русской педагогики? На этот вопрос как бы дает ответ другой выдающийся русский педагог Н.И.Ильминский: "Добрая нравственность есть основание, на которое всякая специальность ... получает особую прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист» "Пусть сначала образуется хороший человек" , "внутреннее устроение духа силой, извещающейся в нем истины" - вот педагогическое кредо русской школы. Однако мы сегодня можем лишь с досадою констатировать, что русскую школу повели, выражаясь словами Киреевского,"по пути формального развития разума и внешних познаний". Констатировать и надеяться, что хотя бы перед лицом гибели цивилизации мы сможем поступиться амбициями и вывести нашу школу на путь спасения, спасения себя, детей и Отечества. Конечно, наше общество, пережившее трагедию отрицания традиционного мировоззрения и воспитанное на конкретных идеологических установках, не имеющее национальной идеи, с большим трудом сегодня реанимирует подлинные ценности и традиции, иногда даже отрицает, не признавая их за свои. Очевидность "ошибки", навеянной ураганом революций, осознают сегодня большинство, но вот пути "образования хорошего человека" и, в частности,"внутреннее устроение духа силой" принимают далеко не все. Причем, объяснить свое неприятие большинство не только не могут, но даже и не пытаются. Вместе с тем, тезис Киреевского довольно категоричен, второй путь всецело относится к школе , в основе которой лежат принципы педагогического натурализма, то есть принципа, на котором строилась советская школа. Но что же характерно для русской педагогической традиции, какие основополагающие принципы должны лежать в ее основе? Обратимся снова к великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому. "Русское воспитание нуждается не во внешних формах, не в замене прежнего, вышедшего уже из моды и истасканного нами костюма новым, столь же иностранным и столь же нам чуждым; что хотя, конечно, очень многое можем и должны занять из опытов иностранной педагогики, но не должны забывать, что для младенца тогда только не вредна чужая пища, когда он, вскормленный молоком матери, уже приобрел достаточно сил, чтобы переварить и употребить эту чуждую пищу и силою своей собственной, самостоятельной жизни превращать в кровь и тело", - писал педагог, размышляя о русской национальной школе. И далее конкретизировал свои мысли:"Такой родимой грудью является для нас наша народность, наша народная религия, соединяющие каждого из нас с каждым русским, хотя бы он скрывался далеко от глаз наших, в самой темной массе народа или в самом удаленном уголке нашей неизмеримой отчизны,- соединяющие нас с давно отжившими и грядущими поколениями,- словом со всем тем, что дает нам прочное историческое, а не эфемерное существование». Эта идея в полной мере получила свое развитие в школе Сергея Александровича Рачинского, а теоретически идеи миросозерцательной педагогики позже наиболее полно развил профессор В.В.Зеньковский. Отец Василий окончательно разработал проблему ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ в педагогике, целостного воспитания и развития личности. Целостность осмысливается до конца лишь в понятии ИЕРАРХИЧЕСКОЙ конституции человека. Эта иерархичность состоит в примате духовного начала.

Сущность целостности

       Начало духовности в человеке, по Зеньковскому, есть начало цельности. А духовная жизнь есть сердцевина личности. Все усилия школы должны быть направлены на раскрытие и развитие личности, ее особенностей, ее талантов. В этом мнении о назначении школы, кажется, согласны все педагоги, какую бы концепцию развития образования они не исповедовали. Личность в педагогике, несомненно является понятием центральным. Но необходимо иметь в виду, что личность не развивается из себя. Самобытной она становится постепенно, общаясь с другими людьми, с обществом, с окружающим миром. Она находится в зависимости от общества, подчинена его законам и законам природы. Поэтому абсолютизировать личность и возводить ее в верховный принцип педагогики ошибочно, - отмечает Зеньковский. В натуралистической школе педагоги направляют свою деятельность на развитие творческих способностей, физических данных, интеллекта. И все это, безусловно, необходимо, все это нужно для приготовления к жизни. Но, как показывает практика, всего этого бывает не достаточно, чтобы человека застраховать от неудач. Он совершает массу элементарных ошибок, не находит в жизни счастья, радости, а, в конечном счете, жизнь его оказывается бессмысленна, то есть, не имеет СМЫСЛА. Мы должны признать, что ни хорошая школа, ни отличное образование на натуралистической основе не решает эти задачи и, более того, даже не считает для себя необходимым готовить детей к решению этих проблем. То есть, такая школа не охватывает всесторонне тему воспитания ребенка, тему раскрытия личности. Школа целостного развития именно и направлена на полное раскрытие личности. Такая школа не принимает тезиса развитие личности независимо от конечного результата и от вопроса о смысле жизни. Необходимо заметить, что ответственность за жизненный путь воспитанника - была одним из главных принципов русской педагогики. Школа целостного развития этот принцип ставит во главу угла и для нее тема ВОСПИТАНИЯ ДОБРА - ОСНОВНАЯ ТЕМА ВОСПИТАНИЯ . В школе, построенной на принципах натурализма эта тема также имеет ведущее значение, однако она чаще всего сводился к насаждению добрых привычек, к нивелированию в человеке дурного склада, то есть она стремится организовать духовную жизнь человека через развитие психической периферии. Таким образом, признавая право ребенка на полное раскрытие личности, признавая необходимость всестороннего охвата темы воспитания школой, мы можем сформулировать ЦЕЛИ, на выполнение которых должна быть направлена деятельность Школы целостного развития: РАЗВИТИЕ В РЕБЕНКЕ СИЛ ДОБРА, СПАСЕНИЕ ЕГО ДУШИ ОТ ПОДЧИНЕНИЯ ЗЛУ. В повседневной жизни такая формулировка звучит проще:"Спасение души от греха». Тема спасения для русской педагогики являлась традиционной. Последуем далее за мыслью В.Зеньковского. В самом духовном начале есть уже раздвоение. Наши терзания, сомнения, падения связаны с глубиной и сущностью этого раздвоения. В на­шей душе наряду с добром гнездится и зло.  Это раздвоение для человека мучительно, оно создает потребность внутренней целостности, и эта потребность является одним из существенных факторов духовного развития. Этот процесс объективен и не зависит от того, какой педагог находится рядом с ребенком. А вот в дальнейшем процессе роль педагога очевидна: чем удовлетворится воспитанник - поистине духовным или суррогатом и миражем, обратит свой порок в добродетель или получит чисто психологическое разрешение внутреннего раздвоения.  Сможет ли педагог направить воспитанника на восстановление ЦЕЛОСТНОСТИ, которое предполагает развитие всех сторон в человеке, развитие всех его сфер с соблюдением иерархического принципа. Заметим, что при решении педагогической задачи, направленной на восстановление целостности, воспитание эмпирической личности получает первостепенное, хотя и инструментальное значение. И именно через него, оно идет к теме спасения. Как отмечалось выше, восстановление целостности предполагает развитие всех сил воспитанника, всех его сфер: развития тела, социальности, интеллекта, моральной, эстетической, религиозной. Это говорит о серьезности правильного воспитания эмпирической стороны личности в школе целостного развития. Вот почему нам при практическом внедрении концепции школы целостного развития в школе помимо создания условии для развития сферы духов­но-нравственного развития пришлось усовершенствовать и развитие других сфер периферийного характера. В нашей концепции термин "целостное" , используемый нами вслед за В.В.Зеньковским для обозначения процесса "преодоления расщепленности", приобретает еще одно важное звучание и наполняется конкретным смыслом, который для Школы целостного развития имеет исключительное значение, так как определяет ее сущность, ее цели и задачи, ее построение не только в теоретическом плане, но и обозначает организационное построение как самой школы, так и учебного процесса в ней.

Школа целостного развития как инновационный тип школы

       Ивановская-на-Лехте земская школа основана в 1877 году на средства крестьянина д„Прокофьево И.М.Каточигова. За свою 130-летнюю историю школа была свидетельницей и участницей всех проводимых в государстве школьных реформ и преобразований: была земской школой, начальным народным училищем, семилеткой, неполной средней школой, средней обще­ образовательной политехнической. До 1994 года это была обыкновенная сельская школа, утратившая все традиции, кадры, и материальную базу и считавшаяся в районе неперспективной. В 1993-1994 годах в школе начал формироваться творческий педагогический коллектив». В эти же годы складываются начатки первых авторских программ Составной частью программ по литературе и истории становятся такие разделы, как "История родного края", "Народный календарь", "Библия", а осенью 1994 года во всех классах вводится преподавание таких предметов, как "Краеведение" и "Добротолюбие" в общем объеме соответственно 374 и 442 часа. По новым программам начинает осуществляться музыкальное (442 часа) и художественное образование (442 часа), во всех одиннадцати классах вводится предмет "Хореография"(374 часа). В старших классах вводится предмет МХК в объеме 102 часа. Начинает осуществляться программа "Домострой", вводится гончарное, плотницкое дело. В младших классах вводятся предметы Чистописание и Красноречие, в 6-7 классах церковнославянский язык. Огромные изменения происходят и во внеурочном процессе, направлен­ном на воспитание и развитие творческого потенциала, духовности, патриотизма: создается многопрофильный музей, начинает работу научное школьное общество, открывается Зал совместного творчества /учеников, их родителей и учителей/, начинает работу Клуб друзей школы, начинает выходить для семей школьников в количестве 120 экземпляров газета "Ивановская беседа". Осуществляются программы "Святыни Борисоглебского края", "Семья", создается ученическая школьная организация "ЛАД". Все эти организационно- педагогические меры направлены были на то, чтобы в школе создать соответствующую обстановку, духовно-нравственный климат, творческую ауру, без чего введение тех или иных предметов теряло бы всякий смысл. В начале 1995 года Ивановская школа включается в инновационную программу Департамента образования и воспитания Ярославской области по проекту «ШКОЛА целостного развития. Духовно-нравственное воспитание учащихся», а в 1998 году школа по этому же проекту становится экспериментальной площадкой Министерства образования. При внедрении программы прогностический этап /разработка концепции, учебных планов/ и практический этап эксперимента нами были совмещены. Сразу же был начат и формирующий эксперимент, включающий в себя отработку и корректировку учебного плана и программ по классам. Эта работа продолжается и поныне. Большое место в эксперименте занимает работа по отслеживанию результатов внедрения программы. Систематически проводится анкетирование детей, родителей и учителей, тестирование.

Школа воспитания искусством

       В духовном созревании человека исключительное значение принадлежит эстетической сфере. Так или иначе вся нынешняя жизнь проникну­та эстетикой. Однако, считая главной целью воспитания - развитие в ребенке добра и спасение его от сил зла, мы должны заметить, что эти задачи| эстетическая сфера, которой сегодня многие педагоги отводят решающую роль в изменении менталитета нации и спасения общества от разрушения выполнить не способна. "Красота спасет мир",- мы очень часто повторяем эти строчки классика, но забываем их продолжение,-" а религия - душу". И Ф.М. Достоевскому словно вторит В.В. Зеньковский: "Душа склоняется над правдой, а не перед красотой"» И все же для духовного созревания человека развитие эстетической сферы имеет непреходящее значение, и именно поэтому в школе целостного развития ей отводится едва ли не одно из основных мест в расписании. В эстетическом воспитании следует рассматривать низшую и высшую функции. Если первая служит развлечениям, то вторая должна питать душу через приобщение к красоте. Обе функции находят свое воплощение в раз­личных видах творческой деятельности и искусствах, начиная от быта и заканчивая высшими достижениями в области профессионального искусства. Одна функция не может заменить другую. Более того, развитие одной из функций в ущерб другой приводит к нарушению целостности. К сожалению, такое нарушение стало обыденным для нашего времени. Оно наблюдается и в образовании, и в культуре, и во всей жизни. Причем, преобладает сегодня в основном низшая функция и довольно часто в сомнительном качестве . Каждый вид искусства имеет свои средства воздействия на личность. Нет необходимости говорить о роли ЛИТЕРАТУРЫ в эстетическом и духовном воспитании детей. Для общеобразовательной школы это едва ли не единственный предмет, при изучении которого у педагогов имеется в руках инструментарий духовно-нравственного развития учащихся. Вся русская литература проникнута духовностью, вся русская литература насквозь религиозна. И когда слово «религиозность» употребляется в отношении школы, то здесь имеется в виду и правдивое изучение литературы. Естественно, при вдумчивом отборе произведений для изучения в школе может сложиться целый курс духовно-нравственного содержания. А подробное и непредвзятое изучение древнерусской литературы, охватывающей духовно-нравственную жизнь народа почти за семь веков, может заменить десяток религиозных предметов. Конечно, и современный литературный процесс отображается в учебниках исходя из конкретных целей. Следуя главной теме воспитания в школе целостного развития, то есть воспитанию добра, программа по литературе формируется именно из таких произведений, которые могут по­мочь решить эту задачу. Наличие среди преподавателей профессиональных литераторов позволяет в школе изучать современный литературный процесс на профессиональном уровне и через это глубоко изучать проблемы сов­ременного общества. В школе особенно в начальные годы переустроения школы царила поэтическая атмосфера, в наши дни работает Литературная гостиная.. Повышению интереса к литературе явилось создание в селе Ивановском музея Современной русской литературы. Здесь дети получили возможность работать с рукописями, корректурами, автографами современных писателей, на основании этих рукописей писать научные работы…

       Особая роль в школе отведена ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ и МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ. Эти предметы ведутся по авторским программам, предусматривающим преподавание их в 1 - 11 классах» Практика показала, что эти предметы весьма желательны для старшеклассников, они подходят к вопросам творчества более осмысленно, со всей серьезностью, живопись и музыка становятся для них жизненно необходимыми. Именно здесь более всего следует искать скрытые резервы творчества, а они есть, оказалось, у каждого ребенка» И именно эти открывшиеся, вдруг, таланты способны окрылить, одухотворить школьника, позволяют ему почувствовать себя личностью. Особенно это важно для педагогически запущенных детей во втором, а то и третьем, поколении (до 2000 года мы имели дело большей частью именно с такими воспитанниками), а также для детей, обучающихся со "справками", каких в каждой общеобразовательной школе, особенно сельской, довольно большое количество . Предметы эстетического курса свое­го рода ключик для подхода к таким детям, которым лишь на первый взгляд ничего не интересно и ничего не нужно, а на самом деле они ищут в чем бы проявить себя. Более того, по нашим наблюдениям "неблагополучные" дети оказываются чаще одаренными к искусствам и здесь важно лишь в каждом ребенке отыскать творческое начало, важно найти к ребенку подход. Уроки ХОРЕОГРАФИИ также преподаются во всех одиннадцати классах опытными педагогами по авторской программе. Введение этой дисциплины трудно оценить: здесь раскрывается красота, гармония тела, здесь напрямую осуществляется связь между эстетическим и нравственным, началом. Именно на уроках хореографии легче всего провести границу между высшей и низшей функциями в эстетическом воспитании. Предмет хореографии позволил в школе осуществлять долгосрочный проект «Русские балы» и на практике сделать форму «бальной культуры» альтернативой современным формам молодежного досуга. Глобальное значение имеет введение этого предмета для воспитания мужского и женского достоинств у детей. Составной частью Школы воспитания искусством является предмет МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. Несомненно способствует эстетическому воспитанию и один из курсов программы Добротолюбие "Христианская эстетика", преподаваемый, в 10 классе в объеме 68 часов. Предмет дает представление о формировании духовности через красоту в Древней и Средневековой Руси.

Национально-патриотическое воспитание

       По целям и задачам Школа целостного развития это русская национальная школа, как в широком ее значении, так и в узком. Опорой ее является здоровое чувство национального самосознания. Национальное самосознание неразрывно связано с исторической памятью» Основные воспитательные задачи русской школы состоят в том, чтобы привить учащимся любовь к своей Родине, своему народу, к родному языку, отечественной истории, родной природе, чтобы, в конечном счете, почувствовать себя частью единого народа, единой нации. Самосознание является функцией духа. В рамках христианской антропологии оно получает наднациональное понимание."Национальное воспитание, углубляя и одухотворяя связь личности с родным народом, должно быть связано с идеей сверхнационального единства перед Богом, не могущего быть зачеркнутым никакими историческими конфликтами во взаимоотношениях разных национальностей. Думается, что подобный подход в решении национальных проблем является едва ли не самым правильным. И уже даже поэтому образование в школах следовало бы приблизить к православному мировоззрению. Говоря о любой идее, равно как и об идее сверхнационального единства, необходимо думать о возможностях реализации ее в реальной жизни, о педагогических путях ее реализации. Решение проблемы наднационального единства возможно лишь при успешном решении национального: невозможно понимать культуру других народов и любить ее, не полюбив свою. Существеннейшим средством национального воспитания является патриотическое воспитание. Для такого воспитания непреходящее значение имеет историческое знание во всех проявлениях. Особенно важно оно для воспитания именно патриотических чувств и навыков. На уровне идеи оно осуществляется через связь личности со своим народом,, через связь " с давно отжившими и грядущими поколениями", а практически осуществляется через изучение истории Отечества, истории своего края, истории своей семьи. При реализации педагогической идеи целостного развития личности историческое воспитание имеет свои особенности как в философском плане, так и в практическом ее воплощении свой подход. Точнее всего, с нашей точки зрения, этот подход к пониманию истории выразил русский философ отец Сергий Булгаков: "История не есть лишь хронология, отсчитывающая чередование событий, она есть жизненный опыт, опыт добра и зла, составляющий условия духовного роста". Такое понимание истории делает ее также важнейшим средством духовно-нравственного воспитания личности. Мы видим, что внешне принудительный, официальный патриотизм далеко не всегда пробуждает и воспитывает в душе чувство Родины, нередко даже повреждает его. На это обращал внимание русский философ Иван Ильин. А мы должны помочь ребёнку пережить духовный опыт Родины, пробудить естественную любовь к ней. Как это сделать? Замечу, что у нас есть еще один , выражаясь словами Рачинского, кладезь - родная история, краеведение, близкое каждому из нас. История страны становится не отвлеченной наукой лишь тогда, когда она приобретает живые очертания реальной жизни реального человека. А кто может быть нам ближе всех и реальней, как не наши родные, не члены нашей семьи, не их жизнь. И именно через историю семьи, историю своего края легче всего постигнуть азы истории всеобщей. И если краеведение в отдельных школах еще и применяется для развития исторической сферы в учащемся (хотя нужно заметить, что в самой незначительной мере), то изучение истории семьи - вовсе игнорируется. Да и в науке генеалогия рассматривается всего лишь в качестве вспомогательной исторической дисциплины, не более. По-нашему мнению, предмет истории должен начинать постигаться даже не с истории собственной деревни и города, а с истории собственной семьи. Таким образом мы и поступаем. У нас в школе в разных классах ( первом, втором, седьмом, девятом) изучение раздела «История моей семьи» стало неотъемлемой частью учебного процесса. Нами разработана оригинальная методика, учебный курс и издан учебник«Твоя родословная», который до сих пор является у нас в стране единственным подобным учебным пособием. На протяжении десятка лет работает кружок «Твоя родословная». Многие дети составили свои родословные до начала 18 века, но не в них главный смысл изучения этого предмета. Главное – восстановление духовного единства рода, главное, что через историю жизни своих родных легче всего постигается духовный опыт Родины. Ведь жизнь всякой семьи – это составляющая жизни государства, ее истории. И все же мы должны признать, что изучение истории собственной семьи сопряжено с определенными трудностями, не всякая семья обладает даром педагогических возможностей, да и не во всякой семье есть интерес к ее истории и не во всякой школе есть педагоги, которые желают встать на этот путь постижения тайн отечественной истории. Не столь результативный, но более привычный и легкий путь постижения тайн истории Отечества через изучение краеведения. Легче хотя бы потому, что в каждой местности уже накоплен достаточный материал для составления этого курса. В конце концов в каждом административном районе может существовать единая программа изучения края. Было бы желание. Но мы должны констатировать, что, к сожалению, в школах не спешат и этот кладезь реализовать на пользу Отечества и напитать юношей этой наукой. К сожалению, курс «Историческое краеведение», введенный в качестве регионального компонента в школах ярославщины не восполняет этого пробела в полной мере. Как правило, он носит поверхностно-ознакомительный характер, не отличается глубиной. Если мы ставим пред собою задачу помочь ребёнку пережить духовный опыт Родины и в качестве инструмента выбираем историю родного края, то мы должны предъявить и к этому предмету ряд требований: должна существовать концепция краеведческого образования, в получении знаний учащимися о крае необходим системный подход. Они должны быть достаточно глубокими и обширными, всесторонними, насыщенными конкретикой, не исключается проблемный характер изучения курса, и кроме всего у учащихся должны присутствовать постоянно два чувства: они должны ощущать, что история края – это неотъемлемая часть с одной стороны истории Отечества, с другой – истории его семьи, и другое чувство - земля по которой мы ходим – святая ( во всяком случае на ярославской земле такое чувство возникает повсеместно). При разработке концепции краеведческого образования в нашей школе мы все эти моменты учитывали. В основу методологической разработки курса «Отечествоведения» нами были положены принципы швейцарского педагога 18 века Песталоцци - методика расширяющегося горизонта. Предмет начинает изучаться во втором классе: малыши узнают историю своей семьи, деревни, соседних поселений, историю школы. Знакомятся с культурой, традициями, хозяйственной деятельностью села. Предмет так и называется: «Моя семья, село, деревня». В следующем классе изучаются другие волости, и курс этот именуется: «Борисоглебский край в прошлом, настоящем и будущем». С историей Борисоглебской земли связаны имена Святогора, Алеши Поповича, сподвижник князя Игоря князя Веселя, жены Андрея Боголюбского княгини Улиты, Мстислава ослепленного, Александра Пересвета, преподобного Сергия Радонежского, святых Федора и Павла. По преданиям и историческим источникам в нашем монастыре был крещен Иоанна III, в этих краях любили бывать Василий II, Иоанн IV, первый патриарх Иов, здесь родились Авраамий Палицын, святители Трифон и Тихон, Шереметьевы, художники Аргуновы, крепостная актриса Параша Жемчугова, купцы Елисеевы, преподобный святой Иринарх затворник, иконописцы Сапожниковы... Судьба этих людей изучается на уроках краеведения в четвертом классе, а предмет носит название «История Борисоглебского края в лицах». Вот здесь-то дети вполне начинают ощущать, что история их земли является частью истории страны. Борисоглебский край в прежние времена был составной частью Ростовской земли, Ярославской губернии. Поэтому содержанием двух следующих курсов и будет «История Ростовской земли» и «Ярославская губерния». А с седьмого класса начинается проблемное изучение края в курсах «Народный календарь. Фенология», «Мир русской деревни», «Сеятели и хранители», «Местная экономика и промышленность раньше и теперь». Заканчивается курс «Отечествоведения» предметом «Русский народ», а начинался, как вы помните, изучением семьи. И в этом есть большой смысл: разве ваша семья, вы сами не являетесь частью этого народа?» Кроме учебного курса «Отечествоведения» на краеведческое образование направлена и внеклассная работа в разделе «Истоки». Прежде всего это работа научного школьного общества. За десять лет ребятами написаны более пятидесяти научных работ, с которыми они выступали на самых разных уровнях от школы до России. Более всего на краеведческих конференциях. Временной диапазон этих исследований целое тысячелетие. Предметом внимания юных ученых были вопросы культуры и этнографии, экономики и образования, войн и мирной жизни, искусства и церковной жизни, сословий и родов, достопамятных людей и методики создания музея и многое другое. И все это на материалах архивов, хранящихся в школьном музее, все касалось большой частью Борисоглебской земли, а чаще Ивановской волости. Работа клуба «Горница» также направлена на развитие исторической сферы сознания также через изучение родного края. Это всестороннее, комплексное изучение той или иной проблемы, ремесла, отрасли на местном материале. Проведено более двадцати заседаний клуба. Вот лишь некоторые темы: «Валяние валенок», «Пчеловодство», «Кузнечное дело», «Я играю в куклы», «Ах, ты лен, ты мой лен», «Как раньше пили чай», «Кружевницы», «Русская изба», «Играй гармонь», «Пряха»… Подготовка к заседанию часто занимает целую четверть. Дети ищут исторические сведения, приглашают местных жителей – главных действующих лиц, занимаются оформлением горницы, подбирают экспонаты для демонстрации, разучивают песни и стихи, ищут примеры в литературе, составляют сценарий, продумывают музыкальное сопровождение. И затем на глазах у всех разворачивается действо, например, по валянию валенок. Мастер за два часа наглядно показывает все этапы изготовления валяной обуви , при этом демонстрируя технологический процесс. Познанию родного края способствует все: походы, экспедиции по сбору экспонатов для музея, экологическая паспортизация населенных пунктов, шефство над святым источником преподобного Иринарха и приведение в порядок пути Иринарховского крестного хода.

Сфера духовно-нравственной жизни

       Новым для общеобразовательных школ в нашей схеме является сфера духовно-нравственной жизни. Мы считаем недопустимым упущение развития этой самой главной для жизни и спасения человека сферы. И по сути дела вся концепция «Школы целостного развития» (а следовательно, и всякой русской школы) только тогда и имеет смысл , когда мы самым серьезным образом занимаемся развитием этой сферы в ребенке. Мы находимся в необыкновенно счастливой ситуации - традиционное мировоззрение дает нам не только представление о духовности, но и опыт формирования духовности, понимание и исповедования Истины. У нас нет необходимости Ее искать и выдумывать. Конечно, антитрадиционалисты сделали и делают все, чтобы удалить наш народ от истинного понимания своего пути. Эта борьба с народом продолжается и сейчас. Борьба с историей, борьба с правдой. Сфера духовной жизни наиболее жаждущая, она не может терпеть жажды и, если ей не дается подпитка, то человек сам ищет чем заполнить ее. И если не найдется рядом чистого источника, то человек будет питаться суррогатом. Во всяком приличном государстве сфера духовно-нравственной жизни должна охраняться законом, как заповедная. Да и «родники» должны бы иметь статус неприкосновенности. В нашем государстве, где все направлено на борьбу с традиционным мировоззрением, все наоборот. А ведь и здесь часто много не требуется, иногда бывает достаточно показать опыт наших предков, рассказать о нем. И именно таким путем мы и пошли, создавая систему духовно-нравственного воспитания в школе. Как отмечалось выше, идее «развитию в ребенке сил добра» подчинено в школе все, вся атмосфера школьной жизни. Важными составляющими этой системы являются предметы, включенные в учебный план. Одним из предметов, направленных на духовно-нравственное понимание жизни предков, как уже отмечалось выше, является церковнославянский язык. Большую лепту в развитие этой сферы вносит и «Отечествоведение». Но есть и предмет непосредственно касающийся духовной жизни нашего народа - это предмет «Добротолюбие».Этому предмету будет посвящен отдельный доклад на нашем собрании.

Краткие итоги

       Вот таков краткий результат нашей работы по пути создания модели школы целостного развития и воссоздания традиционного мировоззрения. Здесь он изложен лишь частично. И лишь только этот путь может спасти Россию. Мы еще только слегка прикоснулись к тайнам традиционной жизни и тайнам традиционного мировоззрения, а результаты жизни по законам наших предков налицо. Тайны русской жизни, скрываемые под термином инновационные процессы самым положительным образом оказали воздействие на учебный процесс и в целом на развитие не только школы, но и прилегающих территорий, которые призвана обслуживать МОУ Ивановская СОШ. Школа из умирающей превратилась не только в стабильно действующую, но и в процветающую. Так, если в 1993 году в школе обучалось 57 учащихся, то в 2009 за парты сели 150 школьников. Если десять лет назад в школе каждый 10 ученик стоял на учете в милиции, то в 2008 году ни одного. Школа стала центром притяжения для переезжающих людей на село, за последние четыре года в окружающие деревни переехало около 150 новых жителей со многих городов России. Все они пожелали жить по-русски: с Богом, без лжи, без вмешательства в жизнь средств массовой информации, без «новорусских наворотов», просто жить… Благодаря сохранению школы удалось сохранить и создать до 50 рабочих мест. И этот процесс продолжается. Приток населения повысил рождаемость и число дошкольников в регионе, который обслуживает школа достигло 57, что поставило вопрос необходимости открытия в селе Ивановском детского сада. А пока состоялось открытие в школе дошкольной группы. Активное развитие школы способствовало привлечению инвестиций. Так пять лет назад в Ивановском построен храм, школьная баня и прачечная, в селе открыты музеи «Современной литературы» и «Русского быта», наполовину по селу построена дорога, в школе проведены ремонты за последние четыре года на сумму более чем на 5 миллионов рублей, закуплено оборудования на 450 тысяч рублей. А увеличение числа учащихся с 60 человек в 1998 году до 150 в 2009 сделало обстановку стабильной в нормативном финансировании. Встал вопрос о строительстве новой школы . Но самый главный результат нашего переустроения – это наши воспитанники. Большинство из них натуры целостные, целеустремленные, практически все они поступают в вузы, создают устойчивые семьи, горячо любят свое Отечество …

Мартышин В.С.

 

Neverkovo     Патриотизм в нашем представлении — это глубокая бескорыстная любовь к своей Родине. Патриотизм понятие и категория духовная. Идея родины предполагает в человеке живое начало духовности... «Нечто, взятое само по себе, в отрыве от духа, — ни территория, ни климат, ни географическая обстановка, ни пространственное «рядом-жительство» людей, ни расовое происхождение, ни привычный быт, ни христианский уклад, ни язык, ни формальное подданство — ничто не составляет Родину, не заменяет ее и не любится патриотической любовью. Ибо все это, взятое в отдельности, подобно телу без души, — отмечал И. Ильин. — Духовно мертвый человек не будет любить свою родину и будет готов предать ее...»
При организации патриотического воспитания учитывается, что для каждого отдельного человека духовный опыт многоразличен. У одних он исходит из чувства природы, у других — из эстетического чувства, у третьих — из веры, у четвертых — нравственности, у пятых — из величия исторических событий, у шестых — из чувства национального быта, у седьмых-восьмых — из чувства свободы, у девятых — семейно-родового чувства, а у многих и из глубины их мысли, а то и из истории мысли... А у некоторых может и вовсе отсутствовать.
Gunbin    Для воспитания патриотизма непреходящее значение имеет предмет история. «История учит духовному преемству и сыновней верности». Этот предмет среди множества импульсов, способных зародить и возрастить патриотическое начало в человеке, занимает едва ли не первейшее место. Именно история дает нам примеры и образцы истинного патриотизма, истинной любви к Родине. В учебной программе Ивановской школы изучение истории дополнено «Христианская эстетикой» (10 класс) и «Историей христианства» (8 класс). Важной составляющей в формировании национального самосознания в данном проекте занимает решение проблемы изучения малой родины. На это направлен девятилетний курс «Отечествоведение». Изучению «краеведения» в школе предшествует изучение истории собственного рода, как на уроках краеведения, добротолюбия, так и истории, а также кружке «Твоя родословная».

 

     Многому можно научить ребенка, но не развить у него чувства добра, человечности, сострадания, терпения, милосердия. Одна из самых трудных задач в деле воспитания — раскрытие совести. Пониманию духовной жизни наших предков способствуют преподаваемые в школе предметы: церковно-славянский язык, отечествоведение. Но есть и предмет, непосредственно касающийся духовной жизни нашего народа — «Добротолюбие». Он состоит из девяти курсов, рассчитанных на 11 лет обучения и охватывает все аспекты духовной жизни нашего народа на уровнях личности, семьи, общества...
     DobroВ первом классе и половине второго класса курс носит название «Уроки добра», затем полтора года во втором и третьем классах изучается предмет «Моя первая библия». В четвертом классе изучаются «Основы традиционной духовности». В пятом — «Достопамятные люди России», в шестом курс называется «Училище благочестия», в седьмом и девятом — «Духовные традиции русской семьи», в восьмом — «История христианства», в десятом — «Христианская эстетика», в одиннадцатом — курс носит название «Добротолюбие».
     Вот некоторые темы, предмета «Уроки добра» изучаемые с первоклассниками: «Назначение человека», «Душа человека», «Жизнь для блага других», «Нравственные поступки», «Безнравственные поступки». Именно в этом курсе дети впервые знакомятся с понятиями добра и зла, милосердия, сострадания, любви, честности, послушания, бесстрашия, получают первые сведения о нравственно отрицательных поступках: лжи, клевете, лености, зависти, гордыни и других. Важным в курсе является раздел «Родительский дом», в котором дети впервые знакомятся с основами семьи, благочестивым устройством семейной жизни, заучивают пословицы и поговорки о семье, участвуют в беседах о родителях, близких, разбирают отдельные поступки людей.

 

Новости сайта

15.12.2017 добавлена ссылка на статью "Иринарховские чтения как камертон созидающего покоя" раздел Пресса о школе

10.12.2017 добавлены фотографии "Фотоконкурс осень 2017" раздел Фото галерея

05.12.2017 добавлен раздел "Профессиональная ... подробнее...

Заметили ошибку в тексте? Выделите это место и нажмите комбинацию клавиш
Баннер