Мартышин Владимир Сергеевич        Не смотря на то, что у народов в их развитии много общего, очевиден факт, что у каждой цивилизации своя миссия, свой путь развития, свое русло движения, чрезвычайное отклонение от которого ведет к потрясениям и к катаклизмам. Поэтому главным и необходимым условием выздоровления нашего общества является вопрос вхождения в естественную траекторию своего движения. Это становится  возможным лишь при решении проблемы возвращения в традиционную систему ценностей, возврата к традиционному мировоззрению.

       Под возрождением традиционного мировоззрения мы понимаем то, что мы, педагоги, должны научиться сами и научить наших питомцев думать так, как думали первый русский митрополит Илларион и философ Иван Ильин, верить так, как верили Сергий Радонежский и Иоанн Кронштадтский, распоряжаться своими умственными дарованиями так, как это делали  Михайло Ломоносов и Дмитрий  Менделеев, управлять государством так как им управляли Ярослав Мудрый и Александр III, воевать так как воевали Александр Суворов и Георгий Жуков, страдать за Россию так, как страдал за нее Достоевский и  стремиться к свободе так, как стремились к ней  Пушкин и Александр II,  быть преданным государю и Отечеству так, как были преданы ему Иван Сусанин и Константин Победоносцев,  любить Родину так, как любили ее Алексей Степанович Хомяков и Владимир Алексеевич Солоухин, воспевать ее так, как воспевал Сергей Есенин и воспевает Василий Белов, учить ребятишек так, как учил их Сергей Александрович Рачинский.

       Необходимо также иметь в виду и то, что только в таком возрожденном виде мы представляем ценность для всего благоразумного мира. И мир верит в нас, надеется, что мы способны на это преображение.

       Важная, едва ли не самая главная роль в этом процессе преображения России должна принадлежать системе образования. Именно такая, вселенского размаха задача стоит перед российской школой. Задача это многотрудная и в наше время почти невыполнимая, но это не значит, что мы не должны ее решать. Попытку решать такую задачу взяли на себя 15 лет назад педагоги Ивановской на Лехте школы. И это звучит вовсе не нескромно. В этом мы видим свой долг, долг русского учителя.

С миром принимаем!

Мартышин Владимир Сергеевич 

 

Фото27-летний путь, проделанный Ивановской школой под руководством и по авторской программе Владимира Сергеевича Мартышина «Школа целостного развития», показал не просто свою актуальность и состоятельность, но скорее даже острую необходимость и постоянно возрастающую востребованность. Это подтверждается и непрекращающимся потоком переезжающих к школе ради воспитания своих детей всё новых семей, и достижениями её выпускников, и появившимся в последние несколько лет Государственным заказом на воспитательный процесс.

Сейчас Владимир Сергеевич продолжает свою деятельность в Ивановской школе в качестве первого заместителя директора и принимает активное участие в принятии всех ключевых решений, направляет и корректирует, вдохновляет и поддерживает. Руководит научной работой в школе, преподаёт и занимается писательской деятельностью, готовит к изданию учебные пособия по своим авторским курсам.

Мы с Владимиром Сергеевичем полные единомышленники, я разделяю его мнение, что школа должна формировать мировоззрение учеников, и должна это делать так, чтобы дети любили свою страну, гордились ей, знали её историю, культуру, традиции. События последних лет показали ужасающие последствия общей дегуманизации образования, ориентированности школ только на выпуск более-менее грамотных людей. Все мы видим, что происходит в обществе, как сбиты ориентиры молодёжи, знаем, как пагубно, даже смертельно не раз за нашу многострадальную историю сказывался уход общества от традиционных ценностей, доводил до почти полного уничтожения страны, торжества произвола и разврата.

Отсутствие в школьной программе предметов, формирующих традиционное мировоззрение, эмпатию, идентичность, влияющих на духовно-нравственные компетенции ребенка в период активного формирования представлений о себе, выстраивания взаимоотношений со сверстниками, обществом, родителями приводит к искажению личности: диффузии идентичности, отсрочке приобретения взрослого статуса, избеганию ответственности, тревожности, чувству изоляции, опустошенности, бесцельности. Делает их подверженными влиянию любых источников воздействия (интернет, секты, уличные детские коллективы). Приводит к регрессу, инфантилизации поведения (уход от реальности в игры, развлечения), негативной идентификации (нарочно ходят грязными, грубят…), попыткам самоутверждения через буллинг (травлю слабого) и прочим негативным формам поведения вплоть до экстремистских проявлений, убийств и самоубийств.

В нашей школе целый цикл предметов нацелен ликвидировать пробел в духовно-нравственном менталитете учащихся. Они являются неотъемлемой частью   педагогической системы, направленной на формирование традиционного мировоззрения у учащихся общеобразовательной школы. С 1994 года преподаются во всех классах такие предметы, как отечествоведение, добротолюбие, хореография, живопись, музыка. В начальном звене преподаётся каллиграфия, красноречие, твоя родословная, старославянский язык, созданы хоры, танцевальные ансамбли, театральная группа, поисковый отряд «Пересвет», работает научное школьное общество, такие программы, как «Дорога в поле», «Дорога в небо», 15 лет успешно работал кадетский отряд «Ивановский спецназ» (в 2019 году из-за несоответствия современным требованиям условий проживания воспитанников был закрыт).

Стратегическая программа Ивановской школы «Школа целостного развития» задолго до появления «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» полностью ей соответствовала. Наша программа также ставит приоритетной задачей в сфере воспитания детей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Мы рассматриваем ребенка, личность с позиции целостности. Целостность человека предполагает его самосохранение, самотождественность в условиях стремительно изменяющегося мира, известную самодостаточность, невозмож­ность навязывания данному целому законов развития извне.

Благодаря наличию у человека чувства "внутреннего подъема" к идеальной цели (стремлению ее осуществить), образующийся, стремящийся к целостности человек является существом, которое способно «возвыситься над собой». В чём мы определим назначение человека, какие дадим ему идеалы, таковы будут и нор­мы его поведения, его ценности, цели и устремления. Человек имеющий высокий нравственный идеал в стремлении его достичь сам неуклонно становится лучше.

В соответствии с представлениями о возможности успешного развития ребенка только как целостной личности, была выстроена и постоянно продолжает совершенствоваться вся наша школьная программа и весь педагогический процесс. Наш подход предполагает необходимость развития всех сил воспитанника, всех его сфер: раз­вития тела, социальности, интеллекта, моральной, научной, эстетической, духовно-нравственной сфер. Каждый предмет, курс, программа дополнительного образования, организуемые мероприятия, атмосфера в школе, призваны заполнить те или иные сферы, создать условия для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.

В.С. Мартышин человеческую целостность сравнивает с периодической системой Д.И. Менделеева, в которой для взгляда неспециалиста просматриваются лишь зияющие пустоты, а на самом деле лишь недостаток наших открытий пока не позволяет эту «пустоту» заполнить предназначенным этому месту элементом.

Вот так же и при постижении целостности в воспитаннике отсутствие в педагоге глубины и широты взгляда не позволяет ему не только нацеливать свои силы, но даже и не даёт видеть ту или иную сферу личности. А вместе с тем, она не только присутствует в воспитаннике, но и нуждается в развитии. Но такой подход возможен только при взгляде на человека как на целостную личность, в условиях, где на восстановление целостности будут нацелены все силы педагогов, весь педагогический процесс.

Поэтому главная ценность нашей школы не только и не столько имеющаяся программа, но в большей степени – коллектив единомышленников. Многие из нас уехали из больших городов, чтобы присоединиться к трудам Владимира Сергеевича, потому что мы увидели в этом смысл и цель своей работы, свой путь служения Отечеству. Свои нравственные ориентиры неизбежно передаёт ребенку каждый педагог, на любом предмете, поэтому в первую очередь уровень нравственной воспитанности выпускников зависит от духовно-нравственного состояния коллектива.

Целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в це­лостном педагогическом процессе, который предполагает единство обучения, воспитания и развития всех сфер личности человека, единство цели, средств и результатов, внешних воздействий и внутренней активности, единство всех систем: семьи, школы, общества.

Высоким результатам воспитания немало способствует и окружающая обстановка: население села Ивановское и близлежащих населенных пунктов, закрепленных за школой, ведут активный здоровый образ жизни, занимаются воспитанием подрастающего поколения, имеют сходный по принципиальным мировоззренческим вопросам взгляд на жизнь.

Село Ивановское и окружающие деревни – место, где успешно решается демографическая проблема, куда возвращаются жить и работать выпускники, это энергично развивающийся микрорайон. Большинство семей, проживающих постоянно в окрестных населенных пунктах, являются многодетными. С развитием дистанционных технологий проживание в сельской местности становится ещё более востребованным, и миграция по причине всё возрастающего числа вариантов дистанционной работы родителей усиливается. Пропорционально растёт и потребность в школе.

Мы любим свою работу, понимаем ценность и важность того, что делаем. Мы видим результат своих усилий, хотя он и далёк от идеального, и мы встречаем повседневно множество трудностей, но мы будем и дальше продолжать взятый за эти годы курс, будем работать по авторской программе В.С. Мартышина «Школа целостного развития», которая многолетним опытом доказала свою состоятельность в воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций. Мы принимаем эстафету, которую передаёт нам поколение педагогов, стоявших у истоков создания Ивановской школы, и так же, как и Владимир Сергеевич написал в своём «Слове директора» более 10 лет назад, можем повторить, что «в этом мы видим свой долг, долг русского учителя».

С миром принимаем!

Скорихина Мария Михайловна.

01 сентября 2021 года.

 

blind

Новости сайта

23.09.2018 добавлены фотографии "Поездка в Кванториум" раздел Фото галерея 2019

подробнее...

Заметили ошибку в тексте? Выделите это место и нажмите комбинацию клавиш
Баннер